РУС БЕЛ ENG

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Не первый год у нас в школе работает Пункт коррекционно – педагогической помощи, который осуществляет коррекционно-логопедическое сопровождение учащихся,  имеющих речевые нарушения (неправильное произношение звуков, трудности дифференциации звуков, смешения и замены,  нарушение  слоговой структуры слова, недостаточный словарный запас, аграмматизмы, низкий уровень развития связной речи, смешение и пропуск букв на письме) Указанные нарушения в развитии устной речи приводят в дальнейшем к нарушению письменной речи и затрудняют обучение ребенка по школьным дисциплинам.   Поэтому основной задачей дефектологической службы является своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.

Дефектологом  проводится многопрофильное комплексное обследование учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, которое затрагивает не только обследование речи, но и моторики, психического статуса, оптико-пространственного восприятия, интеллекта и логики.

Результатом системного обследования ребенка является квалифицированное  заключение, выявление сильных и слабых звеньев в развитии психических функций, интеллектуальных особенностей, предпочтений ребенка, с опорой на которые строится последующее обучение.

Цель:  изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии

Направление: преодоление и предупреждение нарушений развития речи посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

Задачи:

  • Изучение закономерностей нарушения речи школьников;
  • Определение распространенности и симптоматики нарушений речи школьников;
  • Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
  • Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
  • Использование научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
  • Предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.

Коррекционная работа с учащимися осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

 - работа по развитию фонематического слуха;

 - работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ;

 - работа по обогащению словарного запаса;

 - работа по развитию связной речи.

 - работа по коррекции слоговой структуры слова;

           Коррекционные занятия направлены на развитие памяти и внимания, развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д.

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Могилевская область, г. Осиповичи, ул. Сташкевича, 33а,

Для этого необходимо позвонить по тел 60 - 9 - 74,  57 - 5 - 97 в ЦКРОиР и записаться на комиссию.

Для прохождения  ПМПК необходимы следующие документы:

  • медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения от врача психиатра.
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
  • рабочие тетради.

График работы

учителя-дефектолога (1,0 ст. (20 ч)

КАЛИТЫ Аллы Валерьевны

День

Время работы

Понедельник

11.40 – 15.40

Вторник

11.40 – 15.40

Среда

11.00 – 15.00

Четверг

11.00 – 15.00

Пятница

10.40 – 14.40

 Выходной: суббота, воскресенье

 Консультации: пятница 13.00 – 13.20 и по требованию


Проведение консультаций

Тема Группа лиц, для которых
проводится консультация
Дата проведения
и время
Результаты педагогического обследования учащихся 1-ых классов педагоги

Сентябрь *

по запросу

Организация работы ПКПП родители

Октябрь *

 

Как относиться к речевым ошибкам?

родители

Ноябрь *

 

Развиваем речь ребёнка в семье

родители

Декабрь *

 

Советы родителям леворукого ребёнка родители

Январь *

 

Особенности формирования грамматического строя речи родители

Февраль *

 

Формирование связной речи педагоги

Март *

 

Влияние компьютера на развитие речи ребёнка родители

Апрель *

 

Готовимся к школе. Игры, развивающие речь. родители

Май *

 

В течение года консультации по запросу родителей и педагогов

* Консультации проводятся каждую пятницу

Распространенные ошибки родителей,

пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанноето можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнестиследующие:

 

1.    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

2.    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

3.    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

4.    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5.    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6.    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7.    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8.    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем.

Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.

 

Рекомендации родителям, будущих первоклассников.

Рекомендации родителям, будущих первоклассников.

На что обратить внимание в развитии речи. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Обратите внимание на:

  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
  • Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  • Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  • Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы.Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка. Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности. Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха!

Упражнения для развития связной речи.

Ø Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Ø Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Ø Подбирать действия к предметы и наоборот;

Ø Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

Ø Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Ø Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

Ø «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

Ø «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

Ø «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

Ø «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

Ø «А если бы» (помечтать на тему:«А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Ø Переделать известную сказку;

Ø Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Ø Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

Ø Придумать продолжение сказки;

Ø «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Ø Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы.

·        После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.

·        Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.

·        Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.

·        Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.

·        Не критикуйте вашего ребенка. Фразы : “Прекрати”, “Подожди”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.

·        Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.

·        Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.

Учитель-дефектолог Калита А.В