РУС БЕЛ ENG

Целевой приём

Целевая подготовка крайне интересна для выпускников. Абитуриент уже в самом начале на стадии поступления видит своего работодателя и знает, куда пойдет и может получить дополнительные льготы. Далее после поступления он индивидуализирует свой процесс подготовки через практики, через выполнение курсовых и дипломной работ под нужды конкретного заказчика.

Количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки доводится до абитуриентов, заказчиков и учреждений образования до 1 мая (до 1 июня по педагогическим специальностям). Данная информация для конкретных специальностей (с указанием организаций-заказчиков кадров) будет размещена на сайтах УВО. Для возможности участия в конкурсе для получения высшего образования на условиях целевой подготовки абитуриенту необходимо заключить договор о целевой подготовке специалиста с организацией-заказчиком.

Правилами приема установлено, что абитуриенты, поступающие на условиях целевого договора, сдают одно внутреннее вступительное испытание в устной или практической форме в УВО по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания (вступительное испытание в практической форме проводится для специальностей, по которым в качестве профильных испытаний определены дисциплины «Творчество» и «Физическая культура и спорт»). Конкурс будет выстраиваться на основе суммы среднего балла документа об образовании и балла, полученного на внутреннем вступительном испытании.

Вопросы для внутреннего испытания в УВО формируются на основании разработанных Национальным институтом образования вопросов, которые размещены на сайте Министерства образования.

Абитуриенты, которые не проходят по конкурсу для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях (необходимо предоставить сертификаты централизованного экзамена (ЦЭ) и централизованного тестирования (ЦТ)).

Для участия в конкурсе на получение высшего образования на условиях целевой подготовки абитуриент подает документыустановленные Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23:

документ об образовании (подтверждающий наличие общего среднего образования или профессионально-технического образования с получением общего среднего образования или профессионально-технического образования на основе общего среднего образования или среднего специального образования).

договор о целевой подготовке специалиста;

медицинскую справку;

рекомендацию с последнего места работы (службы) или педагогического совета учреждения образования, которое окончил абитуриент;

документ, удостоверяющий личность;

характеристику, выданную учреждением общего среднего образования либо учреждением, реализующим образовательные программы профессионально-технического или среднего специального образования (для лиц, получивших общее среднее, профессионально-техническое образование или среднее специальное образование в год приема в УВО);

документы о льготах (при их наличии).

Национальный институт образования во исполнение поручения Министерства образования Республики Беларусь направляет вопросы к вступительным испытаниям по учебным предметам «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Беларуская лiтаратура», «Русская литература».

Пытанні да ўступных экзаменаў ва ўстановы вышэйшай адукацыі па вучэбным прадмеце «Беларуская літаратура»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Биология»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Всемирная история»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «География»

Вопросы к вступительному экзамену в учреждения высшего образования по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «История Беларуси»

Вопросы к вступительным испытаниям в учреждения высшего образования по учебному предмету «Математика»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Обществоведение»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Русская литература»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Физика»

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Химия»

Разъясняем подробности вступительной кампании — 2024:

целевое направление от А до Я

(разъяснение даёт Министерство образования Республики Беларусь)

Целевики в этом году будут поступать по новым правилам. Для них разработан отдельный порядок приема. Какова измененная схема, как найти будущего работодателя и есть ли ограничения при его выборе, какой формат проведения предполагает внутренний экзамен, стоит ли сдавать ЦТ в дополнение – на эти и другие вопросы ответил начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович.

Без ЦТ, но с испытанием

Объясняем, что значит возможность поступления на целевую подготовку по отдельному порядку приема. Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету. Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, таким образом выстраивается конкурс. Сдавать ЦТ в этом случае не надо. Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня. С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента. Обратите внимание, человек, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ. Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение. Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.

Гарантированное рабочее место – главный бонус

Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже. Из практики, кстати, всегда высокий конкурс на целевую подготовку по медспециальностям.

Но подходы меняются, пока рано предполагать, как выстроится ситуация в этом году. Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.

Три пути поиска направления

Целевой договор должен быть оформлен и подписан со стороны заказчика и абитуриента до начала приема на обучение. Чтобы взять направление, не надо обзванивать предприятия без системы. Главное, необходимо определиться, где 11-классник хочет работать (заметьте, даже не учиться!).

Есть несколько вариантов. Первый (наиболее выигрышный, но и самый трудоемкий) — самостоятельные поиски. Лучше не откладывать их в долгий ящик, а начать сейчас. Составьте список организаций, где желаете работать, и обратитесь в кадровые службы.

Допустим, грезите профессией педагога — набирайте номер отдела по образованию облисполкома, либо комитета по образованию Мингорисполкома или Министерства образования. Не представляете жизнь без белого халата и возможности помогать другим — звоните в комитет по здравоохранению Мингорисполкома, либо в соответствующее управление облисполкома. Важно, что вы сами выбираете себе работодателя и гарантированно к нему приходите после окончания вуза. Заказчик может быть из любой сферы, нет требований, в каком населенном пункте он должен находиться и какой формы собственности быть.

Второй вариант — посещать ярмарки вакансий целевой подготовки. В декабре во всех регионах прошли подобные мероприятия. Ученики встретились с представителями вузов, колледжей и организаций. В планах сделать еще минимум два этапа таких ярмарок. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах управлений образования, сайтах учреждений образования.

Изучаем вопрос дальше. Организации могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят нужных специалистов. Затем органы управления формируют цифры целевого набора с учетом планируемого приема. Данная информация аккумулируется в Министерстве образования, направляется организациям — заказчикам кадров и учреждениям образования.

Так вырисовывается третий вариант, самый простой, но он же и самый рискованный — дождаться 1 мая (25 мая — для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей вузов появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться.

Но при этом не во всех случаях будет гарантия заключения договора с конкретной организацией, так как у нее уже может быть подобран круг потенциальных абитуриентов. Необходимо учитывать еще один важный момент: в отдельных сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров. Например, если это главное управление здравоохранения, то будут учитываться потребности региона в медицинских специалистах на дату направления на работу.

50 вопросов на один предмет

Абитуриенты сдадут один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме. То есть если парень или девушка планируют идти на хореографические специальности, они не у доски будут отвечать, а показывать свои танцевальные способности.

Вопросы уже есть в свободном доступе на сайте Министерства образования (путь: главная — абитуриенту-2023 — новации 2023 года — целевой прием 2023). Их разработал Национальный институт образования. По каждому предмету — 50 вопросов.

 В вузы пригласят учителей

В каждую комиссию по приему устного экзамена в высших учебных заведениях войдет хотя бы по одному школьному учителю. Этот подход будет реализован для обеспечения максимально объективной оценки знаний абитуриентов. Все-таки ответ на один и тот же билет может быть воспринят профессором и школьным учителем по-разному.

Помните: вас снимают!

Как уже отмечалось, внутренний экзамен пройдет в устной или практической форме. Абитуриент тянет билет, вместе с которым ему выдают проштампованный лист — на нем надо изложить ответы на вопросы. Молодой человек готовится за партой, а затем отвечает экзаменационной комиссии.

Если возникнут спорные моменты в ходе сдачи испытаний, у каждого абитуриента есть сутки на подачу апелляции. В такой ситуации изучат видеозапись экзамена и лист ответа.

Министерство образования планирует, что в будущем появится информационная система — база данных организаций, желающих оформить целевое направление, и учреждений образования, которые готовят по соответствующим специальностям. Работа уже начата.

 

 

ЧТПУП «Райнгард»              г.Осиповичи, ул.Октябрьская, 31    

Офис администрации 27.03.2023, 11.00          

Зотьева Нина Владимировна, директор, +375(29)1621625

 

ООО «ЗУБРмонтажстрой»              г.Осиповичи, ул.Рабоче-Крестьянская, 1г         

Офис  администрации  28.03.2023, 10.00          

Михневич Зоя Владимировна, инспектор по кадрам, +375(44)5586799

 

Закрытое акционерное общество «Осиповичский завод транспортного машиностроения»  г.Осиповичи, ул.Потоцкого, 10

Зал заседаний административного здания   29.03.2023,   11.00

Багаев Александр Алексеевич, ведущий инженер по подготовке кадров,

+375(29)3992913

 

ООО «БНБК-АГРО Осиповичи» (КСУП «Ясеньское», ОАО «ЖорновкаАгро», ОАО «Авангард-Нива», КСУП «Вязовница-агро») аг.Вязовница, ул.Революционная, 2   Сельский дом культуры аг.Вязовница

29.03.2023, 11.00

Кавко Ольга Романовна, заместитель директора по идеологической работе,

+375(29)1044016

Дещеня Анастасия Викторовна, главный специалист управления по сельскому хозяйству и продовольствию, +375(2235)66074

 

ОАО «Осиповичский комбинат общественного питания»   г.Осиповичи, ул.Королева, 37/2   Офис  администрации  31.03.2023, 10.00

Тереш Екатерина Юрьевна, директор, +375(29)6191087